Праздник Благовещения, который мы отмечаем 7 апреля, всегда выпадает на “дни печальные Великого поста”, но не печалятся в этот день – ликуют. О том, откуда радость, чуть ниже. Сначала про Благовещение, импортозамещение и веру в собственные силы.
Верь своим, доверяй своим
В Москве, на Соборной площади Кремля, стоит храм, история строительства которого – поучительный пример того, что иностранные мастера, может, и асы, но и свои таланты надо растить. Знаменитый Благовещенский собор, шедевр мирового зодчества, переживший пожары, нашествие Наполеона, артиллерийский обстрел Кремля в ноябре 1917-го.
Первый Благовещенский собор в Кремле был еще деревянным. Поставлен в 1397 году Василием I, великим князем московским и владимирским, сыном Дмитрия Донского. Расписывали храм Андрей Рублев, Феофан Грек, мастер Прохор из Городца. И стояла эта домовая, то есть домашняя, церковь в честь Благовещения прямо при входе, у сеней великокняжеского дворца, так и называясь: храм Благовещения, что на Сенях.
Почему домовую церковь освятили именно в честь Благовещения? Все логично: с одной стороны, событие Благовещения – начало нашего спасения (об этом позже), с другой – великие князья не менее других хотели бы, чтобы благие вести не заставляли себя долго ждать и всегда были рядом, "при дверях"!
Спустя почти столетие внук Василия I, великий князь Московский и уже государь всея Руси Иван III решил на месте прежнего деревянного храма возвести каменный – это соответствовало новому статусу Москвы. Встал вопрос: кому доверить сложное дело? Своим? Или знаменитым на весь мир итальянцам? Ордынское иго прервало строительные традиции Киевских и Владимиро-Суздальских земель, когда-то подарившие миру непревзойденные образцы зодчества. Казалось, победы в прошлом. В 1472 году, к примеру, поручили псковским мастерам Ивану Кривцову и Мышкину возведение каменного собора Успения Пресвятой Богородицы по образцу нашего же Успенского собора во Владимире, и что? Только возвели стены, как в мае 1474-го они рухнули. Пришлось приглашать итальянского инженера Аристотеля Фиораванти за огромные деньги. Он-то и возвел Успенский собор в Москве – копию нашего, что во Владимире, только побольше. За Фиораванти подтянулись и другие итальянцы. Венецианский дипломат Амброджо Контарини, посетивший Москву в 1476-м, отмечал, как много здесь итальянских мастеров и как их ценят.
Но все-таки в 1484-м возведение домового храма государь всея Руси Иван III, прозванный позднее Иваном Великим, доверил нашим русским умельцам. Все тем же Ивану Кривцову и Мышкину, что так осрамились с Успенским собором.
Не просто так доверил. Сначала была комиссия, объяснившая: прежнее падение стен было результатом "труса великого" – столь редкого в Первопрестольной землетрясения, а еще того, что известь была недостаточно "клеевита". Были еще недочеты, что, впрочем, не помешало Ивану Великому вверить Кривцову и Мышкину возведение Благовещенского собора рядом с великокняжескими палатами. Правда, государь подстраховался, повелев своему духовнику на время стройки разбить палатку у стен оной и жить там неотлучно – видимо, чтоб молитва шла крепче!
Строили пять лет, в 1489-м красавец собор освятили – естественно, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С 1993 года после праздничной литургии на Благовещение Патриарх Московский и всея Руси с крыльца собора выпускает в синь неба белых голубей. И птицы, взмывая ввысь, кружатся над древним храмом, Кремлем, столицей.
Не новость – крылатая весть
Но что же мы празднуем на Благовещение? Чему радуемся? Почему выпускаем птиц? Начнем с самого слова: имея в своем составе два корня – "благая" и "весть", оно, казалось бы, сходно с выражением "благая новость". Но не все так просто! Смотрите, новости бывают плохими, хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то новому, поворотному в нашей жизни, что для них есть специальное слово "весть", родственное глаголу "вести кого-то куда-то".
На иконах Благовещения изображают Богородицу и крылатого архангела Гавриила, принесшего благую весть. Фото: РИА Новости
Наши предки в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках и сфокусированных на новостях отрицательных, тонко чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную – благую весть: раньше в ходу было такое слово – "благовестие". И было отдельное слово "Благовещение", причем именно с заглавной буквы. Чувствуете разницу? Кстати, греческое звучание выражения "благая весть" знает каждый: "eu" – благо, "ggelein" – возвещать. Евангелие – "euaggelion", благовестие о спасении человечества от власти смерти и греха. Так вот, специальным словом "Благовещение" называлась особая благая весть – весть, которую принес Деве Марии архангел Гавриил.
Как известно, Мария – долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны – была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет девочка жила при храме. По обычаю того времени после достижения четырнадцатилетия Мария больше не могла оставаться там: надо было либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени умерли, но, когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того, чтобы он оберегал Марию.
И вот наступает великий момент в жизни Марии – Благовещение. Евангелист Лука повествует, как Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем чтобы он сообщил Ей благую весть. Войдя к Марии, архангел сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Юная Мария, смутившись, размышляла, что бы это значило, а архангел продолжал: "Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога! Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет Сыном Всевышнего!" Понятно смятение юной девушки, в недоумении Мария спрашивает: "Как это возможно, если я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и родившийся наречется Сыном Божьим".
Доверие и окрыляет, и вдохновляет, и открывает в нас новые возможности
И тут, внимание, важно! Мария отвечает: "Да будет Мне по слову твоему". Это полная отдача себя в руки Божьи. Святые учат: Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Богородицы, как оно невозможно без творческой воли Бога.
Чему радуемся?
Христиане всего мира каждый день не раз повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве "Богородице Дево, радуйся…", католики – в Ave Maria ("Радуйся, Мария"). Чувство радости – ключевое в Благовещении. Наверное, именно эта радость, это чувство свершившейся надежды и побуждает некоторых верующих считать, что молитвы бездетных семей на Благовещение подарят им долгожданного ребенка.
Конечно, смысл праздника глубже: архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении у Нее Богомладенца, принес весть о Воплощении Бога в человеческом естестве. Весть о начале нашего спасения. И в день Благовещения мы празднуем чудо и тайну этого надмирного события! В молитвах дня так часто звучит "радуйся", что все чувствуют себя окрыленными. Так что крылаты не только быстролетные ангелы. Не только птицы. Крылата и радостна благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель, дарующий людям свободу, высшую из всех свобод – свободу от смерти и греха. Кстати, не замечали: доверие тоже способно наделить нас крыльями.