Четверг, 25 апреля, 2024
Футбол

Дешёвые пенальти: как высшая мера превращается в лотерею

123Взгляды

Последние известия из монтажных цехов РФС, где достигнуты новые творческие успехи в жанре дополненной реальности, не позволяют далее откладывать разговор, который напрашивался и раньше. Разговор о том, как пришедшие в судейство электронные технологии меняют футбол.

Вот три эпизода из стартовой части нашего нового футбольного года. Три пенальти.

Кубковый матч «Динамо» и «Спартака», тот самый эпизод с Мозесом, вызвавший творческий порыв в безвестном монтажёре Российского футбольного союза.

Дешёвые пенальти: как высшая мера превращается в лотерею

Фото: © РИА Новости / Владимир Федоренко

Матч 20-го тура чемпионата России между «Локомотивом» и ЦСКА, момент с рукой Рыбчинского.

И ещё один матч того же тура, на сей раз между «Ахматом» и «Динамо», где случился эпизод с рукой Анхеля.

Что между тремя этими ситуациями общего? То, что в игре на них никто не отреагировал – ни игроки, ни судьи. Мы знаем, как любят атакующие футболисты апеллировать к арбитру, когда видят хотя бы малейшие основания для пенальти, но здесь ни в одном случае этого нет. Не видели поводов для остановки игры и арбитры. Причём разве что у Владислава Безбородова в третьем эпизоде позиция была неудобной, хотя и тут близко к ситуации был его помощник на линии Егор Болховитин. А в двух других эпизодах судья в поле сам пребывал в идеальной позиции. В идеальной – значит такой, когда, во-первых, расстояние до мяча оптимально, во-вторых, никто не находится на пути взгляда и, в-третьих, нет необходимости двигаться с высокой скоростью. В первом эпизоде Кирилл Левников располагается, как и предписано методиками при угловом, на линии штрафной площади, в самом центре, и всё движение мяча после подачи прослеживает отлично. А во втором случае Павел Кукуян вообще наблюдает момент метров с пяти-шести. И хотя никто из находящихся на поле причин для остановки игры не усматривает, в итоге всё-таки игра останавливается – назначается 11-метровый штрафной удар. Случается такое после – и это второй фактор, объединяющий все три эпизода, – вторжения ВАР.

Таким образом, мы вправе зафиксировать новый феномен – ВАР-пенальти. То есть такой пенальти, какой до введения видеоарбитража никто не только не назначил бы, но даже и не попросил бы.

Что такое 11-метровый штрафной удар с точки зрения философии футбола? Какой смысл закладывали сюда отцы-основатели игры, сочиняя полтора века назад правила своего гениального детища? Это казнь, высшая мера – и назначаться она должна за соответствующей тяжести проступки. Вытянул руку к мячу, когда идёт пас на гол, заплёл ноги сопернику, что изготовился к решающему удару, – будь добр на эшафот. Логика правила 11-метрового удара именно в этом: мера наказания должна отвечать мере проступка.

И в живом футболе эта логика в целом выдерживалась. Любой судья сознавал, что это высшая мера. Что приговорить за что попало нельзя. Что основания должны быть очень вескими. Сознавал – и соразмерял свои решения (откровенные бандиты не в счёт).

Теперь ничего соразмерять не нужно. Да и вообще думать ни к чему. Есть видеокамера – пусть думает она. Нашёлся стоп-кадр с контактом руки и мяча – этого достаточно. В результате футбол стал заполняться легковесными пенальти. Из высшей меры, каким был когда-то, теперь 11-метровый штрафной удар превращается в лотерейный выигрыш. Ломается философия, высший смысл.

Дешёвые пенальти: как высшая мера превращается в лотерею

Павел Кукуян и реакция Марко Николича на пенальти в игре с ЦСКА / Фото: © РИА Новости / Павел Бедняков

Такое происходит не только в России – везде. И хочется понять: почему люди, ответственные за судьбу футбола, этого не видят? А если видят, то почему не вмешиваются? Неужели консервативные британцы, которые вместе с ФИФА формируют ИФАБ (Международный совет футбольных ассоциаций), ведающий всеми изменениями в Правилах, согласны с тем, как ломаются основы их мудро организованной игры, которой покорилась вся планета? Или это просто капитуляция перед шоу-бизнесом?

Теперешнее переполнение футбола дешёвыми пенальти напоминает другой продукт модных технологий. А именно перманентную реформу мяча. Вы знаете, конечно, зачем производители постоянно выдумывают новые модели – чтобы осложнить жизнь вратарям. Должно быть больше голов, больше эмоций, больше шоу! Неужели и пустопорожние пенальти для того же? Просто чтобы мяч чаще попадал в сетку – неужели весь смысл в этом?

Но это хуже упражнений с мячом. Те-то философию футбола никак не нарушают. Удар по воротам как был, так и остаётся ударом – просто мяч выбирает иную траекторию. А здесь искажается основа. Доля спорта в идее футбола сокращается – а доля шоу растёт. Преимущество получает не более сильный, а более удачливый. Справедливости становится меньше. Особенно если ещё включаются специалисты по созданию дополненной реальности.

Конечно, потом может выясниться, что для благополучия футбола это хорошо. Но пока кажется, что плохо.

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru