Последние известия из монтажных цехов РФС, где достигнуты новые творческие успехи в жанре дополненной реальности, не позволяют далее откладывать разговор, который напрашивался и раньше. Разговор о том, как пришедшие в судейство электронные технологии меняют футбол.
Вот три эпизода из стартовой части нашего нового футбольного года. Три пенальти.
Кубковый матч «Динамо» и «Спартака», тот самый эпизод с Мозесом, вызвавший творческий порыв в безвестном монтажёре Российского футбольного союза.
Матч 20-го тура чемпионата России между «Локомотивом» и ЦСКА, момент с рукой Рыбчинского.
И ещё один матч того же тура, на сей раз между «Ахматом» и «Динамо», где случился эпизод с рукой Анхеля.
Что между тремя этими ситуациями общего? То, что в игре на них никто не отреагировал – ни игроки, ни судьи. Мы знаем, как любят атакующие футболисты апеллировать к арбитру, когда видят хотя бы малейшие основания для пенальти, но здесь ни в одном случае этого нет. Не видели поводов для остановки игры и арбитры. Причём разве что у Владислава Безбородова в третьем эпизоде позиция была неудобной, хотя и тут близко к ситуации был его помощник на линии Егор Болховитин. А в двух других эпизодах судья в поле сам пребывал в идеальной позиции. В идеальной – значит такой, когда, во-первых, расстояние до мяча оптимально, во-вторых, никто не находится на пути взгляда и, в-третьих, нет необходимости двигаться с высокой скоростью. В первом эпизоде Кирилл Левников располагается, как и предписано методиками при угловом, на линии штрафной площади, в самом центре, и всё движение мяча после подачи прослеживает отлично. А во втором случае Павел Кукуян вообще наблюдает момент метров с пяти-шести. И хотя никто из находящихся на поле причин для остановки игры не усматривает, в итоге всё-таки игра останавливается – назначается 11-метровый штрафной удар. Случается такое после – и это второй фактор, объединяющий все три эпизода, – вторжения ВАР.
Таким образом, мы вправе зафиксировать новый феномен – ВАР-пенальти. То есть такой пенальти, какой до введения видеоарбитража никто не только не назначил бы, но даже и не попросил бы.
Что такое 11-метровый штрафной удар с точки зрения философии футбола? Какой смысл закладывали сюда отцы-основатели игры, сочиняя полтора века назад правила своего гениального детища? Это казнь, высшая мера – и назначаться она должна за соответствующей тяжести проступки. Вытянул руку к мячу, когда идёт пас на гол, заплёл ноги сопернику, что изготовился к решающему удару, – будь добр на эшафот. Логика правила 11-метрового удара именно в этом: мера наказания должна отвечать мере проступка.
И в живом футболе эта логика в целом выдерживалась. Любой судья сознавал, что это высшая мера. Что приговорить за что попало нельзя. Что основания должны быть очень вескими. Сознавал – и соразмерял свои решения (откровенные бандиты не в счёт).
Теперь ничего соразмерять не нужно. Да и вообще думать ни к чему. Есть видеокамера – пусть думает она. Нашёлся стоп-кадр с контактом руки и мяча – этого достаточно. В результате футбол стал заполняться легковесными пенальти. Из высшей меры, каким был когда-то, теперь 11-метровый штрафной удар превращается в лотерейный выигрыш. Ломается философия, высший смысл.
Такое происходит не только в России – везде. И хочется понять: почему люди, ответственные за судьбу футбола, этого не видят? А если видят, то почему не вмешиваются? Неужели консервативные британцы, которые вместе с ФИФА формируют ИФАБ (Международный совет футбольных ассоциаций), ведающий всеми изменениями в Правилах, согласны с тем, как ломаются основы их мудро организованной игры, которой покорилась вся планета? Или это просто капитуляция перед шоу-бизнесом?
Теперешнее переполнение футбола дешёвыми пенальти напоминает другой продукт модных технологий. А именно перманентную реформу мяча. Вы знаете, конечно, зачем производители постоянно выдумывают новые модели – чтобы осложнить жизнь вратарям. Должно быть больше голов, больше эмоций, больше шоу! Неужели и пустопорожние пенальти для того же? Просто чтобы мяч чаще попадал в сетку – неужели весь смысл в этом?
Но это хуже упражнений с мячом. Те-то философию футбола никак не нарушают. Удар по воротам как был, так и остаётся ударом – просто мяч выбирает иную траекторию. А здесь искажается основа. Доля спорта в идее футбола сокращается – а доля шоу растёт. Преимущество получает не более сильный, а более удачливый. Справедливости становится меньше. Особенно если ещё включаются специалисты по созданию дополненной реальности.
Конечно, потом может выясниться, что для благополучия футбола это хорошо. Но пока кажется, что плохо.