Сменил гражданство, но не предал Россию. Изящный поступок нашего спортсмена
Так исторически сложилось, что автогонки нельзя назвать «российским» видом спорта. Из всего многообразия дисциплин наша страна доминирует только в грузовиках, постоянно побеждая в этом зачете престижнейшего ралли-рейда «Дакар».
Но есть отдельные русские герои, которые заслуженно стоят особняком и в других классификациях. Например, штурман Константин Жильцов, завоевавший третье место в зачете внедорожников в 2013 году.
Накануне очередного «Дакара» россиянину предложили публично отречься от родины в обмен на возможность выступить. Однако Жильцов не пошел на поводу у русофобов и избежал подписания гнусной бумаги.
Как ему это удалось?
Топовый штурман
У среднестатистического российского болельщика интерес к автогонкам просыпается только во время трансляций «Формулы-1» или просмотра «Дакара» на новогодних праздниках, поэтому неудивительно, что кто-то может слышать фамилию Константина Жильцова впервые.
Но наш штурман в автомобильном мире известен давно и каждому. Его дебют на «Дакаре» случился в 2005 году в экипаже с Алексеем Васильевым. После этого было еще несколько попыток покорить марафон, затем пауза и участие в Africa Race (гонка в Африке по части маршрута классического «Дакара»). В 2013 году Жильцов вернулся на ралли-рейд, который к тому моменту уже перекочевал из Африки в Южную Америку.
В тот год в паре с пилотом Леонидом Новицким им покорилась пока самая высокая вершина для российских дуэтов в категории внедорожников – третье место. До и после этого на подиумах нас не было. К этому моменту штурман уже работал с пилотом мирового уровня Жан-Луи Шлессером, двукратным победителем «Париж-Дакар» на собственноручно сконструированной машине.
Дуэт с французским пилотом и работа в сильной немецкой командой X-Raid дала нашему штурману фантастический опыт, так что на протяжении 15 лет он держит топовый уровень, возглавляя при этом профсоюз штурманов. Неофициальный лидер всех профессионалов этой категории в мире.
Сложный выбор
Естественно, в начале марта для 57-летнего штурмана, как и для многих наших спортсменов из других видов спорта, наступили турбулентные времена. Международная федерация автоспорта сначала запретила российским спортсменам соревноваться под своим флагом, а уже 4 марта предложила очень подлое решение для наших гонщиков: подписать декларацию о приверженности принципам мира и политического нейтралитета.
Документ со столь пафосным названием по факту является официальным отречением от родины. Согласно нему подписавшиеся соглашаются с запретом публично или через социальные сети показывать какие-либо российские национальные символы, цвета или флаги, а также отображать их на форме или автомобиле. Кроме того, автогонщикам запретили использовать слова «русский» и «Россия» на форме и автомобилях.
Настолько открытая русофобия кажется чьей-то глупой шуткой, но на практике это реальное требование организации, возглавляемой Мохаммедом бен Сулайемом.
«У меня остается российский паспорт»
Для понимания ситуации, в которую попал Жильцов, нужно отметить, что с 2022 года «Дакар» стал частью чемпионата мира по ралли-рейду, проводимого под эгидой Международной автомобильной федерации. Поэтому все россияне, планирующие выступить в Саудовской Аравии (31 декабря 2022 – 15 января 2023), попали в незавидную ситуацию.
Конечно, удобного выхода из нее нет, но Жильцов постарался прислушаться к своей совести и не подписал политизированный документ. Однако на «Дакаре» он все равно выступит:
– Я сделал себе комплект документов. И на этапе чемпионата России в Ульяновске уже буду выступать как иностранный спортсмен. Гоняться необходимо, иначе теряешь навыки, и тогда нужно вообще прекращать всё это. Карьера в профессиональном спорте достаточно скоротечна, поэтому надо принимать какие‑то кардинальные решения, – констатировал штурман.
Жильцов признался, что получил спортивное гражданство и лицензию Израиля. Уже не первый случай за последнее время, когда эта страна дает возможность нашим спортсменам продолжить международную карьеру. Совсем недавно под их флаг перешел наш лучший трековый велогонщик Михаил Яковлев.
Есть твердое ощущение, что Жильцов не последний из мира автоспорта, кто ради «Дакара» поменяет страну. Другой российский гонщик Сергей Карякин отмечает, что подписать эту декларацию просят всех российских спортсменов, но сам Карякин подписывать не хочет. Значит, вполне возможно, он тоже будет вынужден искать пристанище в другом государстве.
Сам Жильцов подтвердил, что его напарник Денис Кротов, завершивший прошлогодний ралли-рейд в третьем десятке, тоже занимается сменой гражданства. Мы теряем лучших представителей этой профессии в геометрической профессии.
Конечно, международная федерация может сказать, что дала шанс россиянам не менять страну, но мы-то прекрасно понимаем, что это гнусный шантаж, который используют уважаемые руководители организации со 100-летней историей. Не стыдно?
Читайте также:
- Российский гонщик Жильцов будет выступать под лицензией Израиля ради участия в «Дакаре»