Суббота, 5 октября, 2024
Другое

Мяч не горяч

948Взгляды

В связи с чемпионатом мира по футболу Москва, кажется, немного едет крышей на спортивной теме: о футболе постоянно пишут в прессе, реклама на телевидении эксплуатирует образы членов сборных разных стран, каждый второй столичный магазин предлагает акции, приуроченные к ЧМ. И выставка «Солнцемяч» с картинами Александра Телина и скульптурами Игоря Яворского странным образом органично влилось в канонаду спортивной тематики, по большей части — из-за названия. Как прошла церемония открытия выставки, как симбиоз скульптуры и живописи преображает выставочное пространство и почему художник, запертый на чердаке, — гений, но не совсем — в репортаже «Ленты.ру».

Около футбола

«Солнцемяч» — одна из картин Телина, давшая название всей выставке. Полотно с детьми, играющими в мяч на морском пляже на фоне заходящего солнца, было выставлено в зале Товарищества живописцев как раз к началу чемпионата мира по футболу в России. Спортивные мотивы присутствовали и в работах Яворского — к примеру, в борющихся атлетах. На официальном открытии выставки, состоявшемся 13 июня, живописец и скульптор собрали на Тверской-Ямской улице известных российских художников и представили свою экспозицию.

Приглашенные гости отметили удачный союз картин и скульптур — такой формат, по признанию организаторов, в зале Товарищества живописцев был использован впервые. «Многие не знают, что это помещение прежде было Комбинатом живописного искусства. Здесь заседал художественный совет по приему живописи. Аура этого комбината всегда замыкалась на живописи, а здесь — интересное, на мой взгляд, решение, наличие высокопрофессиональной скульптуры вместе с живописью обогащает само пространство», — рассказал народный художник России Алексей Суховецкий.

Симбиоз скульптуры и живописи

На церемонии открытия об экспозиции высказывались в основном живописцы — и чаще всего о работах Телина. Создалось впечатление, что праздник в основном был именно для него, однако художник с этим не согласился. «Мы выставляемся в галерее живописного искусства. Это клуб художников. И им проще говорить именно о живописном искусстве, а про скульптуру они могут сказать достаточно скромно. И только из-за этого кажется, что это наш праздник, а Игорь тут в гостях. Да, я придумал эту выставку, а он откликнулся на приглашение — но мне очень понравилось, что скульптура здесь не при живописи, а живопись — не придаток скульптуры. Здесь они играют друг с другом за карточным столом. Это очень ценно, скульптура тут не украшение живописи, она равнозначна», — подчеркнул Телин.

Это не первая совместная выставка Телина и Яворского — давние друзья и однокурсники, они выставлялись вместе еще четверть века назад. «В истории искусства художники всегда как-то взаимодействовали между собой — посмотреть, что в мире происходит. Поэтому крайне важны для художников выставки и биеннале. Поэтому я, имея возможность выставиться в этом зале и имея хорошего друга-скульптора, не мог такого упустить», — объяснил Телин.

«Я был воспитан на традиционной академической школе, и какие-то вещи для меня незыблемо важны. Например, я привык к групповым выставкам, ведь чем больше соратников или оппонентов ты видишь перед собой, и выставляешься в этом пространстве, не замыкаясь на себе… Художник, замкнутый в одиночестве на чердачке, — он как бы гений всегда. А вот когда он выходит со своими работами в мир и вешает их на стену — тогда и проверяется, что почем. Когда вокруг тебя работы твоих коллег, это не спорт, не соревнование, это учеба — учиться оценивать адекватность восприятия. Из этого множества мнений и впечатлений художник способен понять, что он сделал. Мы можем нащупать, что мы делаем верно, а в чем промахнулись», — поделился живописец.

От Москвы до Мальты

Работы Телина, представленные на выставке, кардинально различаются по настроению, цветовым гаммам и то приближаются к реальности, то склоняются к сюрреализму; но особый почерк автора, о котором высказались многие приглашенные художники, прослеживается в каждом полотне, триптихе, серии. «На этой выставке очень удачно сопоставлены работы прошлого периода его творчества, больше связанных с Москвой, и работы последних лет, написанные на Мальте. Соседство картин определял сам художник, и ему удалось создать ощущение единства работ разных периодов», — поделилась мнением искусствовед, научный сотрудник Третьяковской галереи Анна Дьяконицына.

Дьяконицына также представила каталог с репродукциями Телина, отметив, что решила добавить в издание записи бесед с художником. «Кроме знакомства с живописными произведениями, всегда интересно поговорить о кухне художника, о том, как рождаются картины, замыслы. Интересно, что в творчестве Александра большую роль играет интуитивное начало — когда художник сам до конца не знает, какой результат будет в конце. Мне кажется, интуиция очень важна для Александра, поскольку нередко его обращения к сюжетам оказываются связаны с историческими событиями. Творческий путь Александра интересен своей непредсказуемостью, иногда даже для него самого. Это замечательно, что в его искусстве живет подлинно творческое начало», — сказала искусствовед. Она отметила, что «выставка перерастает уровень художественной галереи и может быть воспринята как полноценная музейная экспозиция».

Добавить комментарий

Top.Mail.Ru