Марафон во время чумы. «Дакар-2021» взял курс на безопасность
3 января в Джидде в 43-й раз в истории стартует главный ралли-рейд планеты. Рассказываем о главных изменениях, перечисляем новшества и напоминаем, за кого можно будет поболеть.
Маршрут
Второй год подряд «Дакар» пройдет на территории Саудовской Аравии, чьи пески вернули легендарную гонку в ее родную стихию. Новый маршрут укоротился на 200 километров и стал кольцевым — старт и финиш пройдут в Джидде. Соревнования начнутся с 11-километрового пролога, который определит порядок ухода техники в гонку.
В минувшем январе коварные аравийские пески стали непреодолимым препятствием для многих гонщиков, поэтому в этот раз организаторы проложили менее опасный (в том числе и с точки зрения травм), зато более техничный маршрут. Сократятся прямые участки, за счет которых более мощная техника получала значительное преимущество.
Нововведения
Главным новшеством 43-го «Дакара» станет зачет «Классика». В нем выступит техника, либо спроектированная до 2000 года и принимавшая участие в ралли-рейдах, либо новая, построенная по аналогичным спецификациям. У этих машин будет свой личный маршрут, который проложен параллельно основному.
Организаторы продолжат усложнять жизнь пилотам — теперь на всех этапах дорожные книги будут выдаваться всего за 10 минут до старта. В прошлом «Дакаре» этот эксперимент проводился лишь на нескольких участках. При этом большая роль будет отведена электронным роудбукам, на которые участники марафона полностью перейдут в будущем.
Безопасность
«Дакар-2021» пройдет в период пандемии, так что гонщиков и технический персонал ждет много проверок. Пилоты, сдавшие отрицательный тест в своей стране, по прилету в Саудовскую Аравию отправятся на двухдневный карантин в отеле. Затем их ждет еще одна проверка. Только после этого участника могут допустить к заезду.
Во время прохождения маршрута все экипажи еще как минимум дважды будут вынуждены сдать тест на COVID-19. Запрещены любые контакты с местным населением, да и в принципе выходить за пределы бивуака участникам гонки крайне не рекомендуется. Даже внутри команд общение будет ограниченным.
Беспрецедентные меры безопасности ждут пилотов и за рулем. В особо сложных местах на маршруте будут участки ограничения скорости — до 90 км/ч. Все гонщики получат систему звукового предупреждения Sentinel, которая будет оповещать их о приближении к опасным зонам. Для водителей мотоциклов и квадроциклов также обязательны жилеты с подушками безопасности. При этом никто не понимает, как именно будет срабатывать эта подушка и что гонщику делать дальше, если она все же раскроется.
Состав
Коронавирус, разумеется, оказал самое прямое влияние на число участников нового «Дакара». Из-за сложной финансовой обстановки в 2020 году многие гонщики просто не нашли средств на подготовку к ралли-рейду. При этом надо понимать, что какое-то количество заявившихся пилотов по разным причинам не доберется даже до пролога.
В категории байков и квадроциклов россиян в этот раз не будет, зато мощный десант сядет за руль машин. Экипажи Владимира Васильева, Дениса Кротова, Виктора Хорошавцева и Алексея Титова (промоутер Гран-при России в «Формуле-1») бросят вызов Карлосу Сайнсу-старшему, Стефану Петеранселю и Себастьену Лёбу.
В зачете мотовездеходов Россию снова представит Сергей Карякин, который подтвердил свое участие в марафоне буквально за несколько часов до окончания приема заявок. Основная часть бюджета сбыла собрана екатеринбуржцем лишь в ноябре.
Главные надежды российских болельщиков вновь связаны с командой «КАМАЗ-мастер». В этот раз «Синяя армада» выступит без пятикратного чемпиона «Дакара» Эдуарда Николаева — он в Саудовской Аравии будет исполнять роль тим-менеджера коллектива. За руль грузовиков же сядут Андрей Каргинов (действующий чемпион марафона), Антон Шибалов, Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев.
Основным соперником россиян, как и в январе 2020-го, должен стать белорус Сергей Вязович на МАЗе, не позволивший тогда камазовцам занять весь пьедестал в зачете грузовиков. Не стоит списывать со счетов и опытнейшего чеха Алеша Лопрайса. А вот извечный соперник «КАМАЗ-мастер» Жерар де Рой, как и его коллектив, не примут участие в новом «Дакаре». Сам голландец завершил спортивную карьеру, а на команду, содержащуюся на доходы от грузовых перевозок, у него просто нет денег.