“Конечно, гордился”: ветеран рассказал о первой машине, вышедшей на ВАЗе
© Фото : предоставлено пресс-центром “АвтоВАЗ”Бывший первый вице-президент АО “АвтоВАЗ” Николай Ляченков
Екатерина Кособокова. Пятьдесят лет назад с конвейера Волжского автомобильного завода, который сегодня носит название “АвтоВАЗ“, сошел первый автомобиль. Этот исторический момент навсегда остался в памяти Николая Ляченкова, прошедшего на ВАЗе путь от начальника конструкторского бюро до первого вице-президента – первого заместителя гендиректора.
Николай Васильевич рассказал РИА Новости о том, как отбирали кадры для строящегося автозавода в Тольятти, какого цвета была первая легендарная “копейка” и почему “Жигули” продавали за рубеж под именем Lada.
Лучшие кадры
Двадцатого июля 1966 года правительство СССР выпустило постановление о строительстве в городе Тольятти предприятия по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год. Волжский автомобильный завод появился в рекордно короткие сроки: в 1967 году началось строительство, а 19 апреля 1970 года с конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101.
Лучшие кадры для будущего автозавода в Тольятти отбирали по всей стране. “Я начинал на Горьковском автомобильном заводе, где проработал два с небольшим года. Затем меня пригласили на строящийся Брянский автомобильный завод, там проработал шесть лет. Когда вышло постановление правительства о строительстве ВАЗа, заместитель министра автомобильной промышленности по кадрам объезжал все автозаводы страны и подбирал кадры для нового завода, приглашение получил и я”, – рассказывает Николай Васильевич.
Ляченков согласился и в феврале 1967 года поехал в Москву на встречу с генеральным директором Волжского автомобильного завода Виктором Николаевичем Поляковым, которая длилась около получаса. Мужчины познакомились, после чего Поляков предложил Ляченкову занять на ВАЗе должность заместителя главного конструктора по специальному технологическому оборудованию, но последний неожиданно отказался.
“Я ответил, что готов переехать в Тольятти, но только в той должности, которую имею сейчас. На тот момент я был начальником конструкторского бюро. Виктор Николаевич спросил: “Как же так, все просят повышения, а вы не хотите?” Я ответил, что хочу повышения, но не хочу подвести ни вас, ни себя, если вдруг не справлюсь с новой должностью. Тогда Поляков поинтересовался, как же мне платить зарплату? Я достал партбилет и сказал: вот моя зарплата, эту зарплату вы мне, пожалуйста, сохраните”, – вспоминает ветеран.
Настоящая деревня
Так Ляченков оказался в Тольятти, который в те годы был мало похож на город. “Я переехал 3 мая 1967 года, была весна, ярко светило солнце. Был только Центральный район, улица Мира в незаконченном виде, а все остальное – одноэтажные домишки, которые были когда-то перенесены из затопленного Ставрополя. Это была настоящая деревня, ветер страшный, клубы пыли, машин на улицах не было. Но я понимал, что все впереди”, – объясняет Николай Васильевич.
В том же году начали копать котлованы под ТЭЦ и под корпус вспомогательных цехов, началось строительство дороги из Центрального района к территории площадки будущего автозавода. Но вокруг все еще ничего не было, только совхозные засеянные поля. Дирекция строящегося Волжского автомобильного завода размещалась в здании “Синтезкаучука”, здесь для сотрудников было арендовано несколько комнат.
Первое задание, которое Ляченков получил от Полякова, – организовать работу конструкторской службы.
“А где их всех разместить? Я обошел все здание – помещений нет. Тогда я выбрал кабинет, который занимал руководитель дирекции Александр Моисеевич Двосин, а по выходным – Поляков, который каждую субботу приезжал в Тольятти из Москвы. Попросил Двосина переехать. Сначала он сильно ругался, но потом согласился. За неделю мы оборудовали зал для конструкторской службы на 20-25 человек. И когда Поляков в очередной раз приехал в Тольятти, а его кабинета уже нет, он, конечно, сначала немного нахмурился, но, увидев, что люди работают, он сказал мне, что я все правильно сделал. Вот так начиналась моя работа на Волжском автомобильном заводе”, – делится воспоминаниями Николай Ляченков.
Исторический момент
Эксплуатационные испытания прототипов автомобиля ВАЗ-2101 начались в 1968 году. В качестве платформы был использован итальянский FIAT-124, но машина, которая должна была сойти с конвейера ВАЗа, во многом отличалась от базовой модели: в общей сложности в конструкцию было внесено свыше 800 изменений.
В 1969 стартовал монтаж главного конвейера Волжского автомобильного завода, а в апреле 1970 года на нем были собраны первые шесть автомобилей. По словам Николая Ляченкова, сборка осуществлялась всю ночь с 18 на 19 апреля.
© Фото : предоставлено пресс-центром “АвтоВАЗ” Рабочие во время сборки одного из первых автомобилей ВАЗ-2101
“К утру все шесть автомобилей – два из них были синего цвета и еще четыре вишневого – были готовы, и в семь утра был осуществлен пуск конвейера. Тогда я уже занимал должность заместителя главного инженера КВЦ, наше подразделение отвечало за управление всеми конвейерными системами ВАЗа, поэтому для меня это был очень важный день. В итоге все сработало четко. Конечно, я гордился. Для всех причастных это была большая гордость, людей в тот день собралось много. Это был исторический момент, который невозможно забыть”, – рассказывает ветеран.
Массовое производство автомобилей на ВАЗе было налажено довольно быстро, уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин, а с 1970 по 1988 годы было изготовлено 4,8 миллиона ВАЗ-2101 и его модификаций. “Копейка” стала самой массовой моделью за историю “АвтоВАЗа” и за всю историю отечественного автопрома.
© Фото : предоставлено пресс-центром “АвтоВАЗ”Одна из шести “копеек”, сошедших с конвейера ВАЗа 19 апреля 1970 года
Николай Васильевич объясняет, что еще в 1967 году было очень мало машин на дорогах, в общей сложности в Советском Союзе тогда собирали около 60-65 тысяч автомобилей в год, а после запуска ВАЗа производство машин в стране выросло до 1,3 миллиона в год: “Когда с конвейера Волжского автомобильного автозавода сошел первый автомобиль, конечно, он был статусный. Но со временем машина превратилась в средство передвижения, стала атрибутом повседневной жизни”.
От “Жигулей” до “Лады”
Кстати, “копейкой” ВАЗ-2101 стали называть только в 90-х годах, а имя “Жигули” новый советский автомобиль получил по итогам голосования. По словам Николая Ляченкова, был объявлен конкурс, голосование проходило в два тура, предложения собирала специально созданная на заводе комиссия.
“В результате отобрали несколько названий, среди которых было и “Жигули”, которое утвердил Виктор Петрович Поляков”, – говорит ветеран.
Имя для нового советского автомобиля предлагали и читатели журнала “За рулем”, издание в 1969 году объявило конкурс, в результате в редакцию пришло около 55 тысяч писем. В одном из них было предложение назвать вазовскую машину “Ладой”. Именно это имя чуть позже спасло советский экспорт.
“Когда начались продажи за рубеж, особенно в страны Западной Европы, выяснилось, что слово “Жигули” не подходит, так как звучит не очень благозвучно в ряде языков, поэтому автомобили сменили название на “Лада”, – объясняет Николай Ляченков.
© Фото : предоставлено пресс-центром “АвтоВАЗ”Автомобиль ВАЗ-2101
Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году – в Югославию, Бельгию, Нидерланды и Финляндию. Всего за год за рубеж было отправлено более 57 тысяч автомобилей ВАЗ-2101, это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей в СССР.
“Автомобиль пользовался огромным успехом не только в Советском Союзе, но и в странах Западной Европы. ВАЗ не поставлял машины только в Америку и Японию. Почему ВАЗ-2101 пользовался таким большим спросом за рубежом? Во-первых, автозавод следил за ценами конкурентов, и у ВАЗа они были всегда чуть-чуть ниже, – рассуждает Николай Ляченков. – Во-вторых, еще до начала экспорта в ту или иную страну там организовывали сеть технического обслуживания, автомобили не простаивали в очереди на ремонт. В-третьих, у автозавода была хорошо отлажена система обеспечения запчастями. Например, во Франции был центр, который гарантировал поставки запчастей в любую страну в течении 24 часов. Ну и, конечно, главное – это то, что наши машины были высокого качества”.
На “копейках” ездят и сейчас. По данным аналитического агентства “Автостат”, в настоящее время на российском учете стоят около 400 тысяч ВАЗ-2101.
© Фото : предоставлено пресс-центром “АвтоВАЗ”Сборочное производство ВАЗ-2101© Фото : предоставлено пресс-центром “АвтоВАЗ”Сборочное производство ВАЗ-2101