Алонсо в роли коронавируса. Почему в автоспорте отменяли и переносили гонки
Эпидемия коронавируса, стремительно охватывающая весь мир, становится препятствием для проведения многих спортивных мероприятий. Организаторы и страны-участники отменяют этапы мирового чемпионата по гонкам на выносливость, MotoGP, «Формулы-Е» и остальных серий. К сожалению для болельщиков, тянувшая до последнего «королева автоспорта» не стала исключением — открывающий сезон «Ф-1» Гран-при Австралии отменили буквально за два часа до старта первой тренировки. Мы решили вспомнить, по каким еще причинам в истории автоспорта отменяли или переносили гоночные уик-энды.
Горящая электроника (2019)
С прошлого года MotoGP обзавелась серией поддержки — Moto-Е. Электробайки в рамках своего спортивного сезона должны были выступать на пяти этапах старшего мотоциклетного класса. Все шло хорошо, однако после первого мартовского тестового дня в Хересе в паддоке произошел пожар, из-за которого сгорело почти все имеющееся там оборудование. Из-за потери большей части техники старт сезона пришлось перенести с 5 мая на июль. Несмотря на инцидент, организаторам все равно удалось провести шесть гонок, как и планировалось ранее.
Алонсо — король мира (2018)
COVID-19 — не единственный «вирус», из-за которого могут отменять гонки. Подобным опасным свойством обладал желавший покорить все и везде Фернандо Алонсо в 2018 году. Влияние испанца было настолько сильным, что даже без его желания в WEC решили перенести этап в Фудзи на неделю вперед из-за его пересечения с «Формулой-1». Из-за такого хода мировой чемпионат по гонкам на выносливость не совпал с «королевой автоспорта», но причинил много неудобств тем, кто должен был в новые назначенные выходные участвовать в финале серии IMSA. Случай стал довольно резонансным и вызвал волну негодования как со стороны болельщиков, так и со стороны самих участников.
Гран-при, который никто не ожидал (2015)
В предварительный календарь «Формулы-1» на 2015-й на тот момент ее глава Берни Экклстоун в последний момент задумал вернуть уже несколько лет не проводившийся этап в Корее. План гонок был утвержден еще в сентябре 2014-го, однако в начале декабря Берни принял шокирующее для общественности решение провести 21 гран-при в предстоящем сезоне. Это могло дать возможность командам использовать в течение года пять силовых установок вместо четырех, однако воспользоваться таким преимуществом никому не удалось. Месяц спустя призрачный уик-энд убрали из календаря. Власти Кореи были очень удивлены, когда узнали о появлении у себя этапа «Ф-1», желания проводить который у них совсем не было.
Захваченный протестами (2011)
В 2011-м жители Бахрейна и других близлежащих стран были озабочены более важными вопросами, чем проведение Гран-при «Формулы-1». «Арабская весна» вместе с ее митингующими жителями не давала чемпионату спокойно приехать в страну. Изначально было принято решение перенести открывающую сезон гонку с середины марта на конец октября, но это было проблематично и с точки зрения логистики, и из-за нежелания откладывать дебютный уик-энд в Индии на декабрь. Протест борцов за права человека тоже сыграл свою роль, поэтому организаторы гонки в Бахрейне просто отказались от проведения этапа.
Sunset scenes right before Qualifying… #F1 #BahrainGP ?? pic.twitter.com/1kpiJL8qey
— Bahrain Int. Circuit (@BAH_Int_Circuit) March 30, 2019
Природа диктует свои правила (1994 и 1995)
Не всегда проблемой был только человеческий фактор. Например, в 1995-м провести Гран-при Тихого Океана в «Ф-1» помешало землетрясение. Однако в итоге гонку провели — уик-энд (в этот раз успешно) удалось перенести с середины апреля на октябрь. В относительно похожей ситуации оказался этап в Монце годом ранее. Из-за печальных предшествовавших соревнованию событий на Гран-при Сан-Марино, где в авариях погибли Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна, в «Формуле-1» приняли решение экстренно улучшить меры безопасности. Итальянская трасса не совсем им соответствовала. Более того, многие пилоты не горели желанием возвращаться в том году в страну, которая ассоциировалась не с самыми приятными свежими воспоминаниями. Для проведения гонки требовалось расширить зоны вылета в некоторых поворотах. Это являлось проблемой, ибо рядом стоящие деревья принадлежали паркам и заповедникам. Старт в Монце пришлось отложить на месяц — после совещаний и обсуждений было решено принять изменения и провести Гран-при.
Когда трасса тает на глазах (1985)
Изначально Гран-при Бельгии в «Ф-1» был назначен на середину июня, однако уникальный случай не позволил гонке пройти в желаемый срок. Перед уик-эндом, буквально за 14 дней до старта первой тренировки, на трассу Спа-Франкоршам положили новое покрытие, которое должно было улучшать сцепление с дорогой в дождевых условиях. Настолько позднее перекладывание полотна стало критичным — куски трассы начали отваливаться уже в пятницу, а после ночных «переделок» ситуация ухудшилась. В субботу пилоты ехали на 25 секунд с круга медленнее, чем в пятницу. Такой поворот событий удивил всех — Международная федерация автоспорта (FISA) отменила гонку, оштрафовала организаторов и перенесла этап на сентябрь.
Холодная война (1980-е)
В конце 1970-х и начале 1980-х развернулась настоящая война за контроль над «Ф-1» между FISA и FOCA (Ассоциация конструкторов «Формулы-1»). Команды Ассоциации считали, что их права и возможности ущемляются FISA — они винили федерацию в предвзятости по отношению к более малобюджетным и маленьким коллективам. Недовольство было также вызвано слишком уязвимым техническим регламентом и проблемами с коммерческой точки зрения. Одним из первых краеугольных камней битвы стал Гран-при Испании 1980 года. Перед гонкой FISA оштрафовала большинство гонщиков, не явившихся на брифинги перед воскресными сессиями в Монако и Бельгии. До погашения этого самого штрафа у пилотов отобрали гоночные лицензии. Испанский король настаивал, что гонка так или иначе должна состояться — он даже предлагал оплатить неустойку, однако FISA такой ход событий не устраивал. Как итог, Гран-при прошел вне зачета, без санкционирования федерации.
Апогеем «войны» можно смело назвать этап в Сан-Марино в 1982 году. Когда казалось, что после подписания Договора согласия битва закончилась, федерация нанесла ответный удар. В начале сезона команды нашли лазейку в правилах — нужно было проходить взвешивание с «заправленными эксплуатационными емкостями». Соответственно, на автомобили устанавливали специальные баки для охлаждения тормозов, наполнявшиеся водой перед процедурами и освобождавшиеся от нее во время сессий. Этим преимуществом воспользовались Нельсон Пике («Брэбэм») и Кеке Росберг («Уильямс») на Гран-при Бразилии. Поддерживаемая FISA команда «Рено» подала протест, в котором говорилось о намеренной и неправильной интерпретации регламента. В итоге результаты пилотов аннулировали. Ответ от FOCA не заставил себя ждать — ее представители напрочь отказались ехать в Имолу, где в Гран-при участвовали лишь 14 пилотов.